"Российская газета" пытается разобраться в том, правда ли обязательная "автогражданка" так убыточна, как утверждают страховые компании.
Российская газета,
7 июня 2005 г.
"Автогражданка" накануне передела 1206 просмотров
Рост выплат стимулирует передачу страхового портфеля от мелких компаний крупным
На недавнем съезде Российского союза автостраховщиков прозвучали такие цифры. За первые четыре месяца нынешнего года отношение суммы страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств к объему собранных страховых премий, по данным Росстрахнадзора, составило 0,48. При том, что в 2004 году это соотношение было ниже - 0,37, а за весь период с июля 2003 года по апрель 2005 года - 0,3. Таким образом, доходы страховых компаний, занимающихся ОСАГО, продолжают уменьшаться. За 22 месяца работы Закона об обязательном страховании "автогражданки" компании собрали с граждан 92 миллиарда рублей. Напомним, что в соответствии с постановлением правительства РФ N 264 от 7 мая 2003 года 20 процентов собранных денег выделяется страховой компании на организацию и осуществление страхования. Еще три процента отчисляются в резервные фонды (резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат). Первый должен покрывать предъявленные к выплате случаи тогда, когда компания попадает в состояние банкротства, второй предназначен для удовлетворения претензий, когда виновник аварии остается неразысканным или не имеет страховки. Стало быть, на собственно выплаты осталось менее 71 миллиарда рублей. Из них было выплачено чуть более 28 миллиардов. И при этом автостраховщики постоянно жалуются на высокую убыточность своей деятельности. Надо, правда, напомнить, что в устах страхового бизнеса убыточность - понятие несколько отличное, чем в иных областях. Если говорят об убыточном производстве, это означает, что затраты на него превышают доход. У страховщиков "страшные" слова об убыточности в 70 процентов означают, что компания собрала на треть больше денег, чем выплатила. Так почему же не только представители страховых компаний, но даже руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев говорят об угрозе самому существованию рынка ОСАГО? Специалисты объясняют это тем, что, кроме уже урегулированных случаев, есть и неурегулированные. То есть те, выплаты по которым по разным причинам до сих пор не произведены. Илья Ломакин-Румянцев назвал примерную цифру средств, которые нужны были бы в 2004 году, чтобы оплатить неурегулированные заявления - около 6,5 миллиарда рублей. Правда, происхождение этой цифры понять нелегко, поскольку, по официальным данным, за год не было произведено выплат в 126,7 тысячи случаев, а средний размер выплаты составил 20,65 тысячи рублей. Перемножив, получаем где-то 2,6 миллиарда рублей. Даже если взять весь период действия ОСАГО, то и тогда на оплату неурегулированных заявлений по средним расценкам потребуется всего 3,95 миллиарда. Это все равно не 6,5. Можно, конечно, предположить, что неурегулированными остаются самые дорогие случаи. Да как-то плохо верится. Все же граждане, разъезжающие на самых дорогих машинах, и в юридическом отношении более подкованы. Так что свои деньги они всегда получат. - Стоимость работ по ликвидации последствий аварии все время растет, - выдвигает свое обоснование повышения убыточности член правления Российского союза автостраховщиков Сергей Саркисов. - За два года только инфляция составила 25 процентов. А тарифы не пересматривались. Действительно, трудно не заметить, что средняя сумма страховых выплат все время растет. Если в 2003-2004 годах она составляла 20 650 рублей, то за четыре месяца 2005 года - 22 345 рублей. Но это всего 8, а не 25 процентов. Так что при неизменности тарифов (а, по мнению руководителя Росстрахнадзора, серьезных изменений их нельзя ждать раньше, чем через год-два) сумма выплат потихоньку начнет приближаться к сумме премий, но все же не столь уж и стремительно. Значительно понятнее становится тревога страховщиков, если посмотреть на динамику убыточности в региональном разрезе. Данные за 2004 год показывают, что тем, кто работает в Москве, особенно волноваться не о чем. Там сумма собранных страховых премий превышает у серьезных компаний сумму выплат в три-четыре раза. Не сильно тревожит, по идее, и положение в Санкт-Петербурге. А вот в Поволжье, Сибири и на Урале ситуация несколько иная. Тут даже у крупнейших операторов рынка объем выплат может приближаться к сумме страховых премий минус 23 процента, отведенных на ведение дела и резервные фонды. Что подтверждает и диаграмма доли каждого федерального округа в общей сумме премий и выплат. Если в ЦФО собрали 40 процентов всех денег за "автогражданку", а выплатили только 33 процента, то в Приволжском округе - 16 и 18 процентов соответственно, в Сибирском - 11 и 12, а в Уральском - 8 и 11. То есть здесь, как видите, доля территории в выплатах значительно выше, чем в премиях. Другими словами, ОСАГО имеет высокую убыточность не само по себе, а лишь на тех территориях, где население довольно редкое (стало быть, премий собирается относительно немного), а риски попасть в аварию при этом довольно велики, и автомобили могут быть довольно дорогими. Да еще и чинить их дороже, и содержать филиальную сеть тяжелее. Не зря же руководитель Росстрахнадзора в качестве примера территории, на которой даже 10-процентное снижение тарифов может вызвать кризис, привел Сургут. Что из всего этого следует? Пожалуй, только одно: независимо от изменения или сохранения тарифов по ОСАГО, число работающих на рынке компаний будет резко сокращаться. По прогнозам председателя комитета РСА по информационным технологиям Дмитрия Макарова, до конца этого года обанкротятся два десятка страховщиков, занимающихся "автогражданкой". А вообще, по его мнению, для нормальной деятельности достаточно 30-40 фирм. К чему все и идет. На съезде РСА несколько крупнейших компаний выказали готовность, не дожидаясь судебных решений о банкротстве, а также утверждения Думой законопроекта, разрешающего РСА оказывать помощь из резервного фонда сразу же после отзыва лицензии, начинать работу с клиентами попадающих в предбанкротное состояние фирм. А за одного из петербургских страховщиков, у которого была недавно отозвана лицензия, его крупный коллега даже поручился перед союзом. Что на пресс-конференции после съезда было прокомментировано как один из возможных вариантов в последующем безболезненной для страхователей передачи портфеля. Георгий РАГУТИН
Вся пресса за 7 июня 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 декабря 2024 г.
|
|
Дейта, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Штрафы за езду без страховки с камер начнут приходить автовладельцам уже в 2025 году
|
|
Конкурент, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Аварийные водители за все заплатят: тарифы по ОСАГО отпустят в свободное плавание?
|
|
Волгоградская правда, 26 декабря 2024 г.
Мошенники заработали миллионы на подставных ДТП с дорогими иномарками
|
|
NEWS.ru, 26 декабря 2024 г.
Страховщик раскрыла, почему нужно повысить штрафы за отсутствие ОСАГО
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 26 декабря 2024 г.
В Кургане по делу автоподставщиц Камшиловых задержали еще одного фигуранта
|
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|